Spoke railway wheels: return to the future

Railway wheels

Wheels are a key element of any rail vehicle. They make up a significant part of the cost, eg, the carriage during its service life. The main contribution to the cost of a wheel comes from its mass., which should accelerate at the beginning of the movement and decelerate when braking. Since the wheel mass is not spring-loaded ("Not sprung"), then forces, which act between wheel and rail especially depend on the mass of the wheel.

Picture 1 - Typical steel rail (carriage) wheel [1]

Steel wheels

Wear between wheel and rail is critical, which in addition to the dynamic behavior of the vehicle, highly material dependent, from which the wheel is made and the quality of the rolling surface of the wheel. Wheels are also a major contributor to noise., which the railroad cars emit.

Currently, the railway wheels are almost 100 % have steel rims. These rims are or are part of a compound wheel and fit over the wheel center, or are part of a one-piece wheel (picture 1).


Picture 2 - Various types of railway wheels:
and – composite (bandage); b – whole [2]

All steel, which are used for the manufacture of railway wheels, have basically the same chemical composition - these are carbon steels with various types of heat treatment. Steel as a wheel material is dominated by its high hardness and high wear resistance. Besides, steel has high fatigue strength and high toughness. The properties of steel at the point of contact between the wheel and the rail are enhanced by high-quality heat treatment of the wheel rim.

For the manufacture of wheels, special technologies of molding and casting are used.. Forging technology uses special forging and rolling tools, which are optimized for wheel production. Foundry technology adopts high quality multiple models and optimized injection molding technology.

but, the use of steel as a wheel material and modern technologies for their manufacture limit the freedom to create new designs of wheel rims. Typically, wheel rims are axisymmetric and subject to complex machining..

Austenitic-bainitic nodular cast iron wheels

Austenitic-bainitic nodular cast iron (ABCHSHG) is already widely used in mechanical engineering and power engineering. In English, this cast iron is called austempered ductile iron. (NAME) Until recently, it was not used as a material for railway wheels.. The main reason for this is the high requirements, which are presented to the wheels at the point of their contact with the rails.

The wheel material for a one-piece wheel must simultaneously have high strength and high wear resistance at the point of contact between the wheel and the rail., as well as high toughness and fatigue strength in the wheel disc. Austenitic-bainitic nodular cast iron has twice the strength, than conventional nodular cast iron, and with the elongation at break. It has a combination of high fatigue strength, high wear resistance, high viscosity, as well as more possibilities for the development of new wheel designs and good machinability.


Picture 3 – Wheelset with spoke wheels made of austenitic-bainitic cast iron with nodular bainite [2].

Strength properties of railway wheels

Characteristics and properties of austenitic-bainitic nodular cast iron sets EN 1564. This cast iron has a tensile strength of 800 to 1400 N / mm2, yield point from 500 to 1100 N / mm2, elongation at break from 1 to 10% and Brinell hardness 250-380 NV.

For comparison, according to EN 13262 European ER8 wheel steel has a tensile strength in the rim of 860 to 980 N / mm2, yield point not less 540 N / mm2, elongation at break, not less 13% and Brinell hardness not less 245 NV. The mechanical properties of austenitic-bainitic nodular cast iron are quite comparable to those of the used ER8 wheel steel..

The use of this cast iron gives wider possibilities for designing a wheel disc.. Instead of an axisymmetric disc, the rim and hub can be connected to each other using a disc, which has numerous holes to form spokes. These spokes can be placed in this way, to optimally transfer the load from the rim to the hub.

An additional advantage of the spoke wheel is the reduced noise emission. This is because, that the disc of a conventional wheel emits sound like a membrane, what does not happen with a spoke wheel.

While this new wheel material is not regulated by European standards. At the same time, IN 13262 provides an extensive test program, with which you can carefully study the properties of railway wheels from any material.

Sources:

  1. Design Technologies for Railway Wheels and Future Prospects Yoshinori OKAGATA*NIPPON STEEL & SUMITOMO METAL TECHNICAL REPORT No. 105 DECEMBER 2013
  2. Application of Austempered Ductile Irons to structural components of railway vehicles / Gianluca Megna – PhD Thesis, University of Florence, 2019
  3. Back to the future for spoked wheels / Franz-Josef Weber - 2019 – railjournal.com

Спицевые железнодорожные колеса: возврат в будущее

Железнодорожные колеса

Колеса являются ключевым элементом любого железнодорожного транспортного средства. Они составляют значительную часть в стоимости, например, вагона в течение его срока эксплуатации. Главный вклад в стоимость колеса дает его масса, которая должна ускоряться в начале движения и замедляться при торможении. Поскольку масса колеса является не подпружиненной («не подрессоренной»), то силы, которые действуют между колесом и рельсом особенно зависят от массы колеса.

Рисунок 1 – Типичное стальное железнодорожное (вагонное) колесо [1]

Стальные колеса

Критическим фактором является износ между колесом и рельсом, который в дополнение к динамическому поведению транспортного средства, в значительной степени зависит от материала, из которого сделано колесо и качества поверхности катания колеса. Колеса также являются главной причиной шума, который излучают железнодорожные вагоны.

В настоящее время железнодорожные колеса почти на 100 % имеют стальные ободья. Эти ободья или являются частью составного колеса и надеваются на колесный центр, или являются элементом цельного колеса (рисунок 1).


Рисунок 2 – Различные типы железнодорожных колес:
а – составное (бандажное); б – цельное [2]

Все стали, которые применяются для изготовления железнодорожных колеса, имеют в основном аналогичный химический состав – это углеродистые стали с различными видами термической обработки. Сталь в качестве колесного материала преобладает за счет ее высокой твердости и высокой износостойкости. Кроме того, сталь имеет высокую усталостную прочность и высокую вязкость. Свойства стали в точке контакта колеса с рельсом повышают путем высококачественной термической обработки обода колеса.

Для изготовления колес применяют специальные технологии формовки и литья. Ковочная технология применяет специальные ковочные и прокатные инструменты, которые оптимизированы для колесного производства. Литейная технология применяет высококачественные многократные модели и оптимизированные технологии литья под давлением.

Однако, применение стали в качестве колесного материала и современные технологии их изготовления ограничивают свободу создания новых конструкций дисков колес. Обычно колесные диски являются осесимметричными и подвергаются сложной механической обработке.

Колеса из аустенитно-бейнитного чугуна с шаровидным графитом

Аустенитно-бейнитный чугун с шаровидным графитом (АБЧШГ) уже довольно широко применяется в машиностроении и энергетике. По-английски этот чугун называют austempered ductile iron (ADI) До недавнего времени его не применяли в качестве материала для железнодорожных колес. Главной причиной этого являются высокие требования, которые предъявляются к колесам в точке их контакта с рельсами.

Колесный материал для цельного колеса должен одновременно иметь высокую прочность и высокую износостойкость в точке контакта колеса с рельсом, а также высокую вязкость и усталостную прочность в диске колеса. Аустенитно-бейнитный шаровидный чугун имеет прочность в два раза выше, чем у обычного чугуна с шаровидным графитом, и с тем удлинением при разрыве. Он обладает комбинацией высокой усталостной прочности, высокой износостойкости, высокой вязкости, а также больше возможностей для разработки новых конструкций колес и хорошую механическую обрабатываемость.


Рисунок 3 – Колесная пара со спицевыми колесами из аустенитно-бейнитного чугуна с шаровидным бейнитом [2].

Прочностные свойства железнодорожных колес

Характеристики и свойства аустенитно-бейнитного чугуна с шаровидным графитом устанавливает EN 1564. Этот чугун имеет прочность при растяжении от 800 до 1400 Н/мм2, предел текучести от 500 до 1100 Н/мм2, удлинение при разрыве от 1 до 10% и твердость по Бринеллю 250-380 НВ.

Для сравнения, согласно EN 13262 европейская колесная сталь ER8 имеет прочность при растяжении в ободе от 860 до 980 Н/мм2, предел текучести не менее 540 Н/мм2, удлинение при разрыве не менее 13% и твердость по Бринеллю не менее 245 НВ. Механические свойства аустенитно-бейнитного чугуна с шаровидным графитом вполне сравнимы со свойствами применяемой колесной стали ER8.

Применение этого чугуна дает более широкие возможности для проектирования диска колеса. Вместо осесимметричного диска обод и ступица могут соединяться друг с другом с помощью диска, который имеет многочисленные отверстия с образованием спиц. Эти спицы могут размещаться таким образом, чтобы оптимально передавать нагрузку от обода к ступице.

Дополнительным преимуществом спицевого колеса является пониженное излучение шума. Это происходит потому, что диск обычного колеса излучает звук  по принципу мембраны, чего не происходит у спицевого колеса.

Пока этот новый колесный материал не регулируется европейскими стандартами. Вместе с тем, EN 13262 дает обширную программу испытаний, с помощью которой можно тщательно изучить свойства железнодорожных колес из любого материала.

Источники:

  1. Design Technologies for Railway Wheels and Future Prospects Yoshinori OKAGATA*NIPPON STEEL & SUMITOMO METAL TECHNICAL REPORT No. 105 DECEMBER 2013
  2. Application of Austempered Ductile Irons to structural components of railway vehicles / Gianluca Megna – PhD Thesis, Università degli Studi di Firenze, 2019
  3. Back to the future for spoked wheels / Franz-Josef Weber – 2019 – railjournal.com